Метро

Posted in Не моє художнє

Городская подземка… Все как всегда. Как всегда, чуть мрачно. Как всегда, толпы людей, одни идут как в замедленной съемке, другие наоборот спешат, лавируя между своими попутчиками. Как всегда, немного затхлый горячий воздух Как всегда…
Мне приходится каждый день часа по 2 проводить в метро и я успеваю многое уловить за это время.
Вчера вечером я ехала в последнем вагоне и дремала, прислонившись к двери. Поезд остановился на очередной остановке, и очень резкий, ужасно неприятный запах ударил мне в нос. Открыв глаза, я увидела как в одном конце вагона села и робко ютится, как побитая собака, женщина. Нестарая, с двумя огромными тюками и в грязной одежде. Бомж. Именно от нее доносился режущий нос запах грязной одежды и давно немытой кожи. Люди стали потихоньку отходить в другой конец вагона, косясь на женщину и морща нос. Все косились на нее, желая увидеть ту, кто находится на самом дне жизни, но в то же время они хотели ее невидеть, не замечать, будто ее и нет в вагоне, а есть только запах… В их взглядах читалось столько презрения, укора, негодования.
Я стояла в центре вагона, чувствовала запах, но не морщилась, не за чем, женщина и так не знала, куда себя деть, как казаться меньше, незаметнее. В отличие от многих, я смотрела на нее открыто. Пусть и грязное лицо, но с мягкими, добрыми чертами, слегка затронутое старостью, тонкие женские пальцы совершали под взглядами и немым укором окружающих неловкие движения. Было видно, что она и сама себе не рада, ей стыдно за себя, за то, какая она, за свой запах, свою внешность. Она старалась не поднимать глаз, но почувствав мой взгляд, медленно подняла голову и посмотрела мне прямо в глаза. Такую искренняя тоску, стыд, столько невыплаканных слез я раньше не видела ни у одного человека, хотя мне нравится следить за глазами прохожих, по ним можно многое прочитать: волнение, сонливость, злость, радость… В глазах же этой женщины играли блики тусклых ламп вагона метро, ей хотелось плакать, но она понимала, что ей от этого стало бы только хуже: когда кажется, что весь мир против тебя, то самое страшное – начать жалеть себя! Я улыбнулась, но мне не хотелось насмехаться, я просто хотела показать ей, что не весь мир черный и злой. Она меня правильно поняла и улыбнулась в ответ, у нее были белые зубы.
А мне пора было уже выходить.

4ernoe solnze